Маршрут «Сплав по реке Тумча»

Сплав по реке Тумча
Ограничения по возрасту: Участникам похода необходимо иметь опыт походов или хорошую физическую и психологическую форму.
Количество дней: 8 дней

Количество участников: от 8 до 22 человек

Протяженность маршрута: 180 км

Средства сплава: 4-х местные катамараны, рафты, каяки, байдарки.

Категория сложности: 3-4 к.с.

Цена тура: 18 375 рублей

Сотовые телефоны ловят только в начале маршрута, первые 2 дня.

Расскажите друзьям о маршруте

Нитка маршрута: р.Тунтсайоки - п.Аллакурти - р.Тунтсанйоки - Иовское вдхр.


Река Тумча достаточно мощная река с множеством порогов различной сложности. Тумча - оптимальна для тех, кто хочет получить максимум экстрима в порогах. Физическая подготовка и опыт водных походов выше или 2й категории сложности необходимы для успешного сплава на байдарках. Для тех у кого недостаточно опыта мы предлагаем рафт. Участвовать в походе могут все желающие готовые к погодным условиям севера, но нужно помнить, что водный поход-мероприятие спортивное и физическая подготовка необходима. Так же необходимо ответственно подходить к выбору личного снаряжения, что бы ваше приключение было комфортным.


Инструктора обучат всем необходимым навыкам на воде, поделятся секретами чтения воды, и для особых «жадин» будут организованы катания на порогах и тренировки. Питание 3-разовое или как получиться, готовим на костре, живём в палатках. Встаём в самых красивых местах на реке. Гребём, катаемся на порогах, в середине маршрута делаем днёвку. Погода на Кольском достаточно суровая, Тумча находится около полярного круга, вода летом не прогревается больше 15-18 градусов. Нужно ответственно подойти к выбору личного снаряжения, чтобы чувствовать себя комфортно. Наиболее тёплое время — с середины июля до середины августа. Средняя температура около 20 градусов днём и 10 градусов ночью. , но бывает как теплее, так и холоднее. Поэтому нужно внимательно подойти к выбору снаряжения!


Природа северная. По берегам растут в основном хвойные леса, часто встречаются скальные выходы и сосновый лес. Вокруг встречаются сопки и возвышенности. По берегам иногда встречаются песчаные пляжи.


Уровень воды сильно зависит от погоды в последнюю неделю перед походом. После сильных дождей вода может резко подняться, и потом в течении 3-4 дней её уровень может опять упасть. Чем выше уровень воды, тем мощнее пороги и тем интереснее маршрут. Низкая вода в реке бывает редко. Максимальный уровень воды в начале лета, к концу августа уровень воды падает, пороги слабеют, но становятся более технически сложными из-за обилия появившихся камней. В реке много рыбы, особенно в нижней части маршрута в озёрах. Ловится Шука, Окунь, Хариус и бывает форель. (Но нужно уметь ловить)

Одежда для сплава.

На воде, даже без сложных порогов трудно остаться сухим, поэтому нужна одежда, которая даже мокрая хорошо сохраняет тепло. Это традиционная шерсть или современное термобелье, флис. Причем надо учесть, что шерсть при намокании вытягивается, поэтому одежду лучше подбирать в обтяжку. И чем грубее шерсть, тем лучше она греет мокрая. Лучше одевать ее на голое тело, хотя это и не всем понравится. Летом сухой гидрокостюм будет явным излишеством, но неопреновый вполне пригодится. Особенно на северных маршрутах и Белом море. Поверх термобелья, неопрена одевается не продуваемый костюм - капрон с пропиткой, прорезиненная ткань. Прорезиненная куртка, к тому же, защитит от дождя. В любую погоду, даже когда очень жарко, должны быть закрыты локти, колени, лодыжки. При перевороте и ударах о камни любая, даже тонкая, ткань защитит от сильных повреждений кожу. На ноги кроме современных неопреновых сплавных тапочек можно одеть обыкновенные кеды и шерстяные носки. Опять же, кеды лучше высокие, выше лодыжек. Сапоги - ни в коем случае, при перевороте в них набирается много воды и они тянут вниз, плыть становится очень тяжело.

Одежда для суши.

Для стоянки подойдет обычная шерстяная одежда, свитер и штаны. Сверху может быть тот же капроновый костюм, штормовка, ветровка. Ну и накидка или плащ от дождя. На ноги можно взять кроссовки. Можно резиновые сапоги, но не высокие. Приходя на стоянку мы не рекомендуем сразу переодеваться в другую, сухую одежду. Особенно, если плохая погода, идет дождь. Прежде всего надо поставить лагерь, палатки, костровой тент, разгрузить вещи. Запасти дров для костра. Т.е. обеспечить условия, чтобы ваша сухая одежда тут же не стала опять мокрой. А когда уже стоит лагерь, на костре кипит и булькает, можно и переодеться. Не рекомендуем также переодеваться после каждого переворота или дождя, намочившего вас. Постоянно переодеваясь вы рискуете намочить всю вашу одежду, сколько бы у вас ее ни было. И по приходу на стоянку вам уже не во что будет переодеться. И спать будет не в чем. При перевороте можно просто отжать нижнюю шерстяную одежду. Сверху ведь не продуваемая одежда, тепло держится. Скорей за весла, греться.

Одежда для сна - штаны, свитер, шерстяные носки - не принципиально, главное чтобы комфортно и удобно.


Остальное снаряжение:
Спальник - на температуру до +10,
Коврик пенополиэтиленовый,
Палатка - обязательно двухслойная, с непромокаемым тентом.
Фонарик - в августе, в июле можно не брать, ночи почти белые.
КЛМН - кружка, ложка, миска, нож.


Спальник.
В продаже множество самых разных. Если вы покупаете спальник именно для летнего водного похода - задача тривиальная. Берите недорогой, трехслойный синтепоновый. В палатке, одежде и таком спальнике даже в непогоду не замерзнете, это не горы и не зима. Пуховый, холоуфайберовый - значительно дороже. Пуховый вообще не годится - высушить практически не возможно.

Коврик пенополиэтиленовый.
Их тоже продается много, но не перепутайте с пляжным. Лучше всего ижевские - двух - трехслойные. Слои у них разноцветные.

Палатка.
На прокат мы даем двух - четырехместные каркасные. С тамбуром. Сейчас они очень популярны. Хотя недостатков множество: каркасы ломаются, молнии на входах тоже, вес достаточно большой. Ставить их одному достаточно сложно, под дождем внутренняя палатка намокает, пока ставишь тент и т.д. Но народ любит все модное и красивое. Для водного похода по Карелии вполне подходят. Не подходят автоматически ставящиеся палатки. В сложенном состоянии они достаточно громоздки, в байдарку не помещаются, разве что на катамаран или рафт.

Сворачивание лагеря - в обратном порядке. Сворачивается палатка, под тентом переодеваемся в сплавное, все вещи упаковываем по гермомешкам, можно даже все загрузить в байдарку, потом снимаем тент, загруженную байдарку четырем мужикам можно отнести прямо на воду.
Единственный недостаток - нужно два дерева, но с этим в Карелии - полный порядок.

Гермомешки - непременное условие комфорта и сухости в походе.
Гермомешки для упаковки вещей изготавливаются из водонепроницаемой ткани. Обычно это разные синтетические ткани с одно- или двухсторонним покрытием из полиуретана или ПВХ (поливинилхлорида). Толщина и прочность очень разные. Мы даем в поход наиболее прочные. Народ не всегда бережно относится к мешкам и они легко рвутся. Хорошо, если материал хорошо клеится обычным клеем для ПВХ. Ремонт в походе сильно облегчится. Хорошо клеится резина, но гермомешки из прорезиненной ткани сейчас редкость, в изготовлении трудоемки, и прочность не очень. Если будете покупать гермомешки, выясните у продавца, каким клеем они клеятся.

Для застегивания мешка к краю его пришивается жесткая стропа или пластина. Горловина мешка складывается, закручивается вокруг этого жесткого края на 3-4 оборота и концы застегиваются фастексом. От тщательности выполнения этой процедуры зависит попадет ли в мешок вода или нет. Надо заметить, что абсолютной герметичности эта застежка не дает. Если мешок будет полчаса болтаться под водой, вода в мешок проникнет. Но плавание по поверхности ему не страшны. Поэтому внимательно следите за своими гермами, не допускайте долгого лежания мешка в луже застежкой вниз. Если даже брызги от весла стекают на мешок, следите, чтобы вода стекала с мешка, а не стояла лужей на застежке. Иначе она может протечь внутрь.

Как добраться
Подробное описание

День 1

Встречаемся на ж/д вокзале в Кандалакше до 8.00, грузимся в электричку или автобус. Доезжаем до Кавдора. Перегружаемся, проходим пограничный контроль и едем к верховьям реки Тунсайоки. Собираем суда, проходим инструктаж. Начинаем сплав, прикатываемся в парах. Спокойная вода с несложными шиверами. (27 км.)



День 2

Второй день сплачивание экипажей. Несложные пороги и шиверы. Останавливаемся за 6 км до с. Алакурти. (42 км)



День 3

Начинаются интересные пороги, такие как Первенец, Падун, Водопадный, Кривой. (25 км)



День 4

Продолжение сложных порогов, катаемся, фотографируем, снимаем. Пороги- Юрьев, Марч, Кошмарики, Красивый, Вечерний, Яма, Котел. (22 км)



День 5

Дневка. Для тех, кто успел утомиться - дневка. А для всех неутомимых новое приключение – подъем по реке Кутсайоки к порогу Водопадному на пустых судах. Вечером баня.



День 6

Со свежими силами новая порция интересных порогов , таких как - Карниз, Змея, Шляпа. Далее попадаем на гладкую воду в Иовское водохранилище, где нам помогает мотор. Наконец-то можно половить рыбу и насладиться северным пейзажем. (33 км)



День 7

Продолжение водохранилища. Останавливаемся за нескольку километров до выброски. (27 км)



День 8

День отъезда. Разбираем суда. Переезжаем в Кандалакшу, где нас ждет баня и ужин. Поезд. (4 км)

Инструктора
В стоимость входит
  1. Работа инструктора с группой на протяжении всего тура;
  2. Прокат средств сплава на время похода;
  3. Прокат личного сплавного снаряжения (спасжилет подбирается по весу, каска — в зависимости от сложности маршрута), ПХВ-гермоупаковок для вещей;
  4. Прокат группового снаряжения (котлов, тентов, специального снаряжения — аптечки, ремнаборов, спутникового телефона и др.);
  5. Питание на маршруте;
  6. После окончания активной части похода, баня;
  7. Транспортное обслуживание «от вокзала до вокзала».
В стоимость не входит
  1. Прокат палаток, ковриков, спальников;
  2. Экскурсионные программы;
  3. Аренда средств сплава вне сроков тура;
  4. Аренда каяков на время проведения катамаранного или байдарочного тура;
  5. Услуги переводчика;
  6. Услуги повара на активной части маршрута;
  7. Страховка от несчастного случая на время пребывания на территории Республики Карелии (оформляется по прибытии);
  8. Проживание и питание до и после маршрута;
  9. Авиа и ж/д проезд до г.Петрозаводск и обратно.
Добавить впечатление об этом маршруте
Задайте вопрос
Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос на нашем сайте, Вы можете задать его здесь!